Џресса

За что воюет Принцесса?

На недавно завершившемся в столице Армении Х Международном кинофестивале «Золотой абрикос» фильм Владимира Аленикова «Война Принцессы», гала-премьера которого состоялась на 35-ом Московском МКФ, был удостоен специального приза «За реалистичность отражения остросоциальных проблем современности».

Сказать, что у этого фильма непростая судьба, — не сказать почти ничего: в результате разногласий с инвестором работа над картиной растянулась на целое десятилетие. Не каждый российский фильм по завершению удостаивается гала-премьеры на ММКФ, как это случилось с «Войной Принцессы». О чем же фильм?

Прежде всего этот фильм — о любви и детстве. Русская девочка Юля по прозвищу Принцесса и мальчик-кавказец Карен влюбляются друг в друга в подмосковном городе Росрентгене. За ними стоят смертельно ненавидящие друг друга банды — «рентгены» (русские) и «абреки» (выходцы, а точнее — беженцы с Кавказа). Узнаваемая завязка истории, не так ли? Новые маленькие Ромео и Джульетта становятся сначала заложниками, а затем и жертвами обстоятельств. Но происходит это, в отличие от классического сюжета, главным образом потому, что герои не осознают причины кипящей вокруг них вражды. В самом деле, они же дети и имеют полное право не знать и не понимать, почему люди могут убивать друг друга.

Владимир АлениковВладимир Алеников дает необычную трактовку: несмотря на всю свою «детскость» — герои фильма не старше 14–15 лет, подростки играют всерьез, то есть пытаются убить или по крайней мере ранить своих противников, по-детски не задумываясь о том, с какой целью они это делают. Создатель картины как будто отнимает у своих персонажей уютный мирок детства, заставляя их подражать взрослым в худших проявлениях реальности 1990-х — в насилии, воровстве, наркотиках, убийствах. Единственным чистым чувством остается любовь. Все действия детей до известной степени условны: им с равным успехом удается угонять машины, нюхать клей, стрелять из пистолетов и кидать гранаты, а еще — видеть над крышами убогого подмосковного городка кремлевские башни или университетский шпиль. Все это немножко не всерьез, но только до того момента, пока не начинает литься кровь.

Принцесса и ее новый друг Карен купаются в пруду, но фоном для невинной сценки из детства служит старый ржавый мост, вдали проезжает поезд, берега водоема покрыты тиной. Искусство контрапункта — сочетание детской романтики и прозы жизни — было свойственно режиссеру еще 30 лет назад, в фильмах о Петрове и Васечкине, а в «Войне Принцессы» приобрело оттенок ностальгии.

«Война Принцессы» стала стартовой площадкой для Артура Смольянинова и Лянки Грыу, свою первую большую роль сыграла в картине Глюкozа — Наталья Ионова. Сценарий написан Владимиром Алениковым и Денисом Родиминым, снял фильм Максим Осадчий, художник картины — Федор Савельев.

Об одной режиссерской и операторской находке стоит сказать отдельно: вплоть до самых последних кадров фильма все взрослые показаны без лиц. Фигуры сняты на том уровне, как их видел бы подросток. Разумеется, это еще и метафора: лишенные голов, взрослые не могут слышать детей, говорить с ними, видеть их. В этом — болезненно острая актуальность фильма, и более чем десятилетняя разница между созданием картины и выходом ее в свет уже не играет роли. Снять фильм гуманистической направленности помог Международный благотворительный фонд Bright Future International, активно занимающийся помощью нуждающимся детям в разных странах. События, показанные в «Войне Принцессы», жестки, а порой и жестоки (собственно, на то она и война), но при этом фильм оставляет ощущение света и надежды. В этом смысле особенно характерна последняя сцена — дети, бегущие по морскому пляжу навстречу голубой волне. Всей картине в целом свойственно необычное цветовое решение с четким разделением на темные и светлые тона, создающие причудливую атмосферу южного города в Подмосковье.

Сегодня такие фильмы о детстве в России почти никто не снимает — в огромном спектре от «Школы» до «Похороните меня за плинтусом» Владимир Алеников сохраняет индивидуальность настоящего мастера..

Владимир Максаков

© Портал культурного наследия России