Џресса

Владимир Алеников: «Межнациональная рознь в первую очередь отражается на детях»

Режиссер Владимир Алеников, хорошо известный зрителю старшего поколения, выросшему на музыкальных фильмах про Петрова и Васечкина, недавно завершил работу над очередной картиной — «Война Принцессы». Это подростковая драма, происходящая на фоне этнических разногласий. Портал «Культура.рф» задал режиссеру вопросы о судьбе новой картины.

— Сколько лет снимался фильм, почему съемки затянулись? Поменялись ли герои, остались ли они актуальными (или, наоборот, созрели к сегодняшнему дню)?

— Я задумал этот фильм очень давно, почти 20 лет тому назад. Как только стал разваливаться Советский Союз, я увидел, что возникшая межнациональная рознь в первую очередь отражается на детях. Всерьез работа началась в 1999 году, но потом все крайне осложнилось из-за моих разногласий с инвестором. Отснятый материал оказался не в моей власти. Только пару лет назад мне удалось выкупить права на фильм, и работа закипела вновь. За это время, мне кажется, картина не только ни на секунду не постарела, а, напротив, стала еще более актуальной и важной.

— Почему наше подростковое кино никогда не относилось к жанру семейного фильма? Меняются ли сейчас векторы к сближению? Обязательное ли свойство отечественного подросткового фильма — острая социальная проблематика?

— Думаю, что одна из причин в том, что интересы подростков принципиально отличались от интересов взрослых. Сейчас этот водораздел уже далеко не столь широк. Для меня идеальный пример отечественного семейного фильма — «Белое солнце пустыни», который с наслаждением смотрели и подростки, и взрослые. Мне кажется, что проблема еще в следующем: когда ты делаешь детскую картину, ориентироваться надо на более взрослого зрителя, тогда получается фильм без сюсюканий, ориентированный на более широкую аудиторию, то есть семейный. Проблематика может быть разная, главное, чтобы она всерьез волновала юных зрителей. Скажем, был когда-то отличный фильм Инны Туманян «Когда я стану великаном», такой своеобразный подростковый вариант «Сирано де Бержерака», то есть фильм о любви.

— Лежит ли в основе замысла «Войны Принцессы» американский мюзикл «Вестсайдская история» и пьеса «Ромео и Джульетта»?

— Перекличка тут безусловна. Наша картина просто еще одна вариация на эту вечную тему. На мой взгляд, «Ромео и Джульетта» — это лучшая история во всей мировой драматургии. Я всегда мечтал снять фильм о любви совсем юных людей, рассказать о том, какой глубокий драматизм этому сопутствует. Детство — далеко не самая счастливая пора жизни, как у нас было принято считать.

— Как выстроилась актерская история картины — насколько просто или сложно было снимать детей и подростков? Сегодня они более адаптированы к камере или более зажаты? У вас в съемках задействованы непрофессионалы — как вы с ними работали?

— Работа с детьми — это отдельная история. У нас этому нигде не учат. Поэтому на мой курс «Работа с актерами» в киношколе «Артерия кино», где я преподаю, часто приходят молодые востребованные режиссеры, которым не хватает этих знаний.

Многие мои юные актеры за эти годы подросли, стали профессионалами, звездами. Думаю, этому способствовала актерская школа, которую я организовываю всякий раз, когда работаю с детьми. С момента, как они утверждены, у них начинаются уроки по всем актерским дисциплинам, и занятия идут как в подготовительный, так и в съемочный период. Это сильно облегчает работу на площадке. Я не могу позволить себе тратить дорогое съемочное время на обучение. По моему убеждению, дети сами по себе играть не могут, они непременно будут фальшивить, их необходимо учить и готовить.

— Какая у фильма ожидается прокатная судьба? Возможен ли зарубежный прокат?

— Судьба у фильма была непростой — и будет непростой. Это не бездумная комедия или боевичок, из которых главным образом состоит наш прокат. Тем не менее я очень надеюсь, что картина дойдет до зрителей. Упомянутая вами «Вестсайдская история», несмотря на условный жанр мюзикла, в свое время крайне благоприятно повлияла на изменение нравственного климата в США. Я смею думать, что «Война Принцессы» при определенной раскрутке может сыграть у нас сейчас не меньшую роль. Но для этого надо, чтобы кто-то наверху всерьез проникся этой идеей, иначе вряд ли что-то произойдет. Пока что запланирована премьера в Москве, в кинотеатре «Художественный» в конце сентября. Зарубежный прокат тоже возможен, многое будет зависеть, я полагаю, от фестивального успеха картины.

© Портал культурного наследия России