ПРЕССА

"Война Принцессы" вернула утраченный жанр

На кинофоруме "Я и семья", который прошел в Москве в конце сентября-начале октября нынешнего года, состоялось несколько интересных премьерных показов. Один из них представил зрителям фильм режиссера Владимира Аленикова "Война Принцессы". Это замечательный кинофильм для подростков, которые в наше время в России уже совсем перестали снимать.

Проблема подросткового кино, точнее говоря, его отсутствия в современном отечественном кинематографе, стоит достаточно остро. Уточню, предельно остро — кино для подростков вообще не снимается. С одной стороны, это несколько странно — даже если подойти к вопросу с коммерческой точки зрения, то сразу станет ясно, что подобное кино окупится, ведь подростки в России есть, и их немало. То есть будет кому смотреть эти фильмы — кроме того, они также несомненно заинтересуют и их родителей, а это увеличивает потенциальную аудиторию в два-три раза.

С другой стороны, совершенно понятно, почему это кино исчезло с экранов отечественных кинотеатров — его просто некому снимать. Дело в том, что подростковый фильм — это не только фильм, где говорится о проблемах тинейджеров. Это, в первую очередь, такая картина, где данные проблемы (и вообще весь окружающий мир) показаны так, как их видит подросток. А это — весьма непросто и требует мастерской и, что главное, весьма тонкой работы всей съемочной группы, от актеров и режиссера до художника и мастера по освещению.

Таким образом, совершенно очевидно, что подростковое кино пропало потому, что исчезли те самые мастера, которые могли его делать, а новых, увы, так и не появилось. Но откуда им было взяться в эпоху всевластия продюсеров, которые требуют от съемочных команд создания на экранах картин из набора коммерчески успешных штампов, на которые зритель "точно клюнет"? Вот и учатся молодые деятели кинематографа безупречно воспроизводить эти самые штампы, а не исследовать мир человека в возрасте от 10 до 20 лет для того, чтобы попытаться потом перенести его на экран. Ну, а подростков ведь не обманешь — они тонко чувствуют любую фальшь и сразу понимают, что, может быть, внешне-то фильм и про тинейджеров, однако, на самом деле, он совсем не для них.

Справедливости ради следует отметить, что такая проблема свойственна не только отечественному кинематографу. Однако на Западе маститые режиссеры, которые уже не столько зависят от диктата продюсеров, все-таки время от времени снимают чудесные подростковые фильмы — вспомнить хотя бы "Умницу Уилла Хантинга" и "Не сдавайся" Гаса Ван Сента или "Лекарство" Питера Хортона, в которых весь мир показан именно таким, каким его видят подростки. Но почему же у нас таковых не находится — ведь режиссеры-то старой советской школы, которые умеют снимать такое кино, еще не перевелись?

Впрочем, недавно автор этих строк убедился в том, что таковые действительно есть — когда 30 сентября побывал в кинотеатре "Художественной" на премьере фильма Владимира Аленикова "Война Принцессы", что состоялась в рамках кинофорума "Я и семья". Напомню, что Владимир Михайлович известен как замечательный мастер подросткового кино — его прекрасные фильмы "Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" и "Каникулы Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные" с удовольствием смотрело не одно поколение отечественных тинейджеров. Вот и этот его новый фильм, который сам режиссер перед премьерой назвал самым важным в своей жизни, как раз адресован именно тем, чей возраст попадает в промежуток от 10 до 20 лет.

Хотя и тут не все просто — по какому-то недоразумению картине присвоили рейтинг 18+, который практически полностью лишает возможности данную аудиторию его посмотреть. Следует заметить, что это не единственное препятствие, возникшее на пути "Войны Принцессы" к зрителям. Достаточно сказать, что съемки фильма начались еще в 1999 году! Любопытно, что некоторые юные актеры, принимавшие участие в этом фильме (например, Лянка Грыу, Артур Смолянинов и Наталья Ионова) к моменту выхода картины на экран уже выросли и прославились ролями во многих взрослых картинах и клипах.

Однако о чем же рассказывает подросткам "Война Принцессы"? На самом деле эта картина является ничем иным, как историей о Ромео и Джульеты, перенесенной из средневековой Вероны в мрачную реальность 90-х годов прошлого века. В условном подмосковном городке "Росрентген" враждуют две группировки тинейджеров: первые ("рентгены") являются местными, а вторые ("абреки") — детьми мигрантов из бывших республик СССР. Причем вражда идет не на шутку — в ход идут ножи, пистолеты и даже гранаты.

Это самая настоящая война на уничтожение, в которой действует жестокий закон: "кто не с нами, тот против нас". При этом взрослым до этих стычек (как и вообще до жизни своих детей) нет никакого дела — они заняты лишь зарабатыванием денег и банальным выживанием, поэтому на то, что творят подростки, никто из старших не обращает внимания. Кроме сотрудников милиции — да и те, если честно не особенно усердствуют, ограничиваясь лишь формальными мероприятиями. Словом, взрослые живут своей жизнью, подростки — своей, и два этих мира совершенно не пересекаются друг с другом.

И вот тут-то случается нечто, что не вписывается в эту четкую черно-белую картину мира, в которой местный всегда свой и хороший, а чужак — всегда враг. Великая волшебница по имени "любовь" вмешалась и добавила в эту палитру ярких цветов — местная девочка Юля по прозвищу "Принцесса" и сын кавказских мигрантов Карен полюбили друг друга. И им совершенно все равно, что подумают те, кого еще вчера они считали своими — они готовы драться за свою любовь против всего света. Их не останавливает даже то, что и встречаться-то приходится по "партизанскому" — ведь каждому из влюбленных на чужую территорию вход заказан.

Однако сколько не скрывайся от своих бывших друзей, которые в один миг стали врагами, все равно такие вещи ни от кого не скрыть — о "предательстве" Карена и Принцессы всем становится известно. Остается только один выход — уехать к морю и поселиться в домике, где когда-то жила семья Карена. Но, как это сделать? И кому можно доверять в этой ситуации, а кому нет? Ситуация все больше и больше запутывается, а напряжение нагнетается…

Следует заметить, что "Война Принцессы", хоть и поднимает болезненную, но актуальную сегодня тему подростковой национальной розни, на самом деле вовсе на ней не замыкается. Национальная рознь — это просто фон, на котором происходит взросление героев, когда они учатся сами принимать решения и нести за них ответственность. Без сомнения, мрачный и бесчеловечный фон, который в какой-то момент заставляет героев почти поверить в то, что их любовь была ошибкой. Однако все-таки они находят в себе силы отстоять свое прекрасное чувство — пусть даже достаточно дорогой ценой.

Любопытно, что многим взрослым зрителям фильм может показаться наивным и неправдоподобным. Действительно, сложно поверить в то, что даже в "лихие 90-е" подростки, не служившие в армии, могут просто, как снайперы, стрелять из пистолетов (а еще сложнее — в то, что при выстрелах нет никакой отдачи). Обилие пейзажей с разрушенными зданиями, сцены, в которых с одного и того же места герои видят то главное здание МГУ, то Спасскую башню тоже могут показаться совершенно сюрреалистичными. Однако не следует забывать, что режиссер и все, кто работал над фильмом, передали именно подростковое восприятие данной реальности — рассказ в фильме ведется не от лица взрослого, а тинейджера! А при таком восприятии мира все это — вполне обычные вещи, по крайней мере сами подростки в это верят.

Очень радует то, что данный фильм не останется исключительно "фестивальным" — после завершения кинофорума он выйдет в прокат. Владимир Алеников сообщил и о том, что попытается добиться пересмотра рейтинга — с 18+ на 12+. Таким образом, фильм смогут увидеть те зрители, для кого он, собственно говоря, и предназначен. А также продюсеры и другие режиссеры — может быть, пример "Войны Принцессы" заставит их задуматься над тем, что подростковое кино очень нужно современным россиянам, чей возраст находится в интервале от десяти до двадцати лет…

Антон Евсеев

© «Правда.Ру»