ПРЕССА

Рецензия: Трое в городе

"Война принцессы" (Россия, 2013, режиссёр — Владимир Алеников, в ролях: Екатерина Черепухина, Арам Геворкян, Анатолий Пономарев, Артур Смольянинов, Данила Большов, Наталья Ионова, Владимир Козлов, Петр Ульянов, Лянка Грыу, Анастасия Ален, Тамара Тана).

Маленький промышленный городок. Пока взрослые решают свои обыденные бытовые проблемы, две банды подростков — русские "Рентгены" и кавказские "Абреки" — ведут между собой настоящую войну за право быть первыми. Вооружённые всевозможным огнестрельным и холодным оружием, а также гранатами, они заливают улицы города детской кровью и абсолютно непримиримы к своим врагам. В группировку "Рентгенов" входит четырнадцатилетняя красавица-блондинка Юлька по прозвищу "Принцесса" (Екатерина Черепухина), большая поклонница песен Иры Ежовой и совершенно эфемерное существо. Однажды она встречает столь же юного Карена (Арам Геворкян) из банды "Абреков". Любовь настигает героев внезапно, но чувство это совершенно не вписывается в контекст городской войны. Влюблённые оказываются между двух огней и новая "Вестсайдская история" закручивает их жизнь в лихом водовороте любви и смерти. Кроме того, в эту воронку оказывается затянут ещё один персонаж — Рыжий (Пётр Ульянов), тайно неравнодушный к Принцессе и имеющий свои планы на развитие событий.

Легендарная — в самом настоящем смысле этого слова — лента создателя "Петрова и Васечкина" режиссёра Владимира Аленикова должна выйти в прокат этой осенью. История создания фильма обеспечила ему культовый статус ещё задолго до долгожданной премьеры, которая прошла на Московском кинофестивале при полном аншлаге. Современные Ромео и Джульетта возникли в голове у Аленикова ещё во время его работы в Голливуде в 1993-м году. Но тогда была мысль соединить в "преступном" союзе американского мальчика и чернокожую девочку.

Со временем режиссёр решил переместить место действия в Россию, и в 1999-м году, после сложнейшего кастинга, съёмочная группа обосновалась на Одесской киностудии и приступила к работе. Примечательно, что одним из режиссёров и сценаристов картины был молодой Олег Погодин ("Дом").

Но уже в 2000-м году между Алениковым и продюсером картины Александром Элиасбергом произошёл конфликт, и режиссёр вынужден был покинуть проект. Из отснятого материала был смонтирован фильм, получивший гордое название "Триумф". Но, несмотря на указанную в титрах фамилию Аленикова, триумфа не получилось. И прокатчики, и телевидение от ленты отказались, сочтя её слишком жёсткой. В итоге она была запрещена к показу в России и стала достоянием узкой группы фанатов, скачавших её в Интернете. А зря. Несмотря на то, что Алеников от картины отказался, "Триумф" обладает всеми качествами настоящего культового кино и списывать его со счетов в данной ситуации просто бессмысленно.

Спустя долгие годы Аленикову удалось, наконец, выкупить права и перемонтировать материал заново. Для поддержки "Войны принцессы" на фестивальную премьеру из Америки был даже вызван Марк Дакаскос, который смотрел фильм вместе с прессой на утреннем сеансе, и остался очень доволен увиденным.

В мировом кино сложно найти аналог произошедшему. В итоге мы имеем две истории на одну заданную тему, но рассказанную с разных позиций, каждая из которых в своем роде — абсолют. В "Триумфе" главным героем был Рыжий, от чьего лица и велось повествование. Да и сама история была решена абсолютно в духе романов Чейза об "идеальном" преступлении на почве любви и страсти. В "Войне принцессы" же ему отведена роль серого кардинала, появляющегося в неожиданный момент и меняющего вектор сюжета. Поэтому любовная линия в "Триумфе" куда более надрывная и пронзительная, тогда как "Война принцессы" делает больший акцент на борьбу с ксенофобией и прочей накипью смутного времени. Да и вообще оставляет жизнь одному из главных героев, делая "Триумф" — при всей его красоте — абсолютно бессмысленным изначально.

"Война принцессы" сделана столь блестяще, что способна примирить между собой непримиримые позиции "Фа" и "Антифа" одной только силой художественного мастерства. Во всей истории присутствует некая инфернальная условность. И здесь уже не до Чейза. Мир, в котором практически нет взрослых, благодаря камере блестящего оператора Максима Осадчего приобретает мифические черты, а история двух влюблённых из разных "лагерей" становится совершенно неотличима от шекспировской. Время застывает здесь, как мушка в янтаре. И, несмотря на кажущуюся злободневность, картина принадлежит совершенно к иной категории. В какой-то момент становится совершенно безразлично, к какой национальности причисляют себя герои. Сама фактура фильма — пёстрая, многогранная, отшлифованная при монтаже, как бриллиант — поднимает его и над временем и над проблемой. Хотя Ереванский кинофестиваль "Золотой абрикос" отметил "Принцессу" специальным призом "За реалистичность отражения остросоциальных проблем современности", реализмом здесь как раз и не пахнет.

Неоромантизм, помноженный на брутальность молодёжных "раскладов", привлечёт в кино, в первую очередь поклонников фильма "Триумф", а также фанатов Глюкозы и Артура Смольянинова, сыгравших в "Войне принцессы" одни из своих первых ролей. Сам Алеников считает, что со времён быковского "Чучела" не было для подростков фильма ярче и актуальнее. И с этим сложно не согласиться. В любом случае, мы имеем дело с очень качественным кино, вызывающим у зрителя сильный эмоциональный отклик. И на фоне унылого отечественного кинопотока у фильма есть все шансы не остаться незамеченным.

Анастасия Белокурова

© Завтра - еженедельная газета