Џресса

Режиссер фильма «Война Принцессы» рассказал о своей картине

Этот кинофильм получил приз прессы на 11 открытом российском кинофоруме «Амурская осень». В июле этого года картина получила специальный приз «За реалистичность отражения остросоциальных проблем современности» на 10-м Международном кинофестивале «Золотой абрикос» в Армении.

В Благовещенске кино представлял режиссер, сценарист и продюсер Владимир Аленикова.

- Почему возникла идея создать кино именно на эту тему?

- Фильм был задуман еще в начале 90-х, когда я работал в Голливуде. В те годы проблемой стали подростковые банды. На меня произвел впечатление один случай: с моей дочкой в одном классе учился мальчик, который стал случайной жертвой таких разборок. Он стоял на автобусной остановке, а из проезжающей мимо машины его обстреляли. Мальчик остался инвалидом. После этого я, вернувшись в Россию, стал всерьез задумываться о том, что происходит с нашими детьми. Тогда такие происшествия не афишировали, не публиковались, поэтому я договорился со знакомым из МВД, и он начал меня снабжать информацией на эту тему. В итоге за небольшой период набралось три огромных папки историй о подростковой преступности. И я начал писать сценарий. Получалась история Ромео и Джульетты, но более современная: у Шекспира воюют два рода, у меня - два народа, две нации.

- В картине два сценариста… Почему?

- В определенный момент я понял, что один не справлюсь - мне нужен был живой подростковый язык. Я поехал во ВГИК и выбрал самого способного студента по режиссуре. Так появился второй сценарист Денис Родимин. Мы его «засылали» в подростковые компании, чтобы он записывал их сленг. В дальнейшем мы его использовали для написания окончательной версии сценария.

- Вы написали сценарий еще в 90-х годах. Почему кино вышло только сейчас?

- История «повисла» в воздухе, когда спонсор забрал деньги из этого проекта. И только через несколько лет удалось выкупить права на материал и я вернулся к картине. А с помощью одного международного благотворительного фонда все-таки удалось закончить фильм.

- Вы думаете, для сегодняшнего времени картина актуальна?

- Я в этом убежден! Тема межнационального конфликта больная и злободневная для России. Я живу в Москве и почти ежедневно слышу о таких стычках. Я мечтаю о том, чтоб этот фильм увидели россияне. Мне кажется, он может что-то изменить. Конечно, сценаристы и режиссеры - не доктора и не могут лечить, но мы можем поставить диагноз, нащупать болевую точку и обратить на нее внимание людей.

- Конец фильма для меня остался непонятным: дети уходят в море. По вашему мнению, такое завершение дает надежду на изменение ситуации?

- В первоисточнике (пьеса «Ромео и Джульетта») тоже нет хеппи-энда. Но тем не менее это одна из самых гуманных пьес, которые я знаю. Такая история заставляет людей всерьез задуматься. Несмотря на жесткость происходящего на экране, зрители выходят со слезами на глазах и с надеждой в сердце. В моей картине в этой роли выступает море, они до него добежали, значит, надежда есть!

Мне важно признание зрителя

- Фильм получил уже несколько наград, в том числе и на кинофестивале «Амурская осень». Какая самая важная для вас?

- Самое важное - это признание картины зрителем. Мне очень лестно, когда в своем блоге Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, академик Академии педагогических наук РФ написал «…замечательный фильм, настоящее произведение искусства. Со времен «Чучела» Ролана Быкова не видел на подростковую тему ничего сильнее и лучше. Я бы вручал диск с этим фильмом каждому школьнику, получающему аттестат».

- А вы бы в каком возрасте посоветовали посмотреть фильм?

- Эта история рассчитала на подростков, и изначально мы подавали заявку на рейтинг 12+. Но получили 18+. По-моему, это неправильно. (В настоящее время рейтинг снижен до 12+. прим. princesswar.ru)

- Читала, что вы пишете сценарии?

- Снимать у меня получается редко, я же не Вуди Аллен, который снимает в год по две картины. Всегда наступает пауза в съемках, которая иногда длится годами. В эти промежутки я и пишу книги. Для меня это тоже работа.

- Что вам ближе: работа режиссера или сценариста?

- Режиссер и писатель-беллетрист делают одну работу, только первый работает с живыми актерами на площадке, а второй - с воображаемыми персонажами за столом. В обоих случаях выстраиваешь историю, следуешь за героями. И если вы посмотрите классические произведения, то увидите, что все писатели - великие режиссеры. В их тексте есть все: панорамы, наезды, крупные планы, детали. Поэтому для меня это одна и та же работа.

Чтобы работать с детьми, нужен специальный подход

- Расскажите о ваших актерах-детях. Для многих это первое появление на экране?

- Для Лянки Грыу и Артура Смолянинова это не первые роли, а вот у Наташи Ионовой это серьезный дебют. И мне кажется, самый лучший. Главную героиню Катю Черепухину я увидел на улице. Эта девочка с серьезным характером была из простой семьи: мама - повариха, папа - милиционер.

- Многие режиссеры говорят о том, что с детьми намного сложнее работать, чем со взрослыми…

- С детьми очень сложно работать, и каждый режиссер, работающий с детьми, придумывает свои приемы. Если взрослым можно просто объяснить, чего хочешь, а потом их игру скорректировать, то дети ничего не умеют, фальшивят. Например, Ролан Быков, снимая детей, придумывал игры. Моя же методика простая - с того момента, как ребенок утверждается на роль, для него начинается актерская школа. До начала съемок они занимаются три месяца каждый день по шесть часов. Занятия ведут профессиональные актеры. Поэтому мои дети вырастают в профессионалов. Даже во время съемок не даю им расслабиться - в свободное время они тоже занимаются.

- А какие взаимоотношения были у главных героев?

- Когда они были уже отобраны и утверждены, то я обнаружил, что они терпеть не могут друг друга. Между ними не было не то чтобы влюбленности, а была взаимная ненависть - то, о чем мы снимали фильм! А ведь по фильму у них любовь… Мне пришлось даже применять хитрость. Я ему говорил: «Она же тебя оскорбляет, потому что влюблена в тебя»; то же самое с Катей: «Он по-другому не может выразить чувства». И в итоге - все получилось.

- А с актерами фильма «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» тоже было так же?

- Изначально первыми я утвердил двоих главных героев, а сомневался в главной героине, которая играет Машу Старцеву. У меня были две девочки, и я не мог выбрать. И тогда я спросил у ребят, кто из двоих им больше нравится. Они хором ответили: «Инга». Я тогда понял, что они были влюблены в нее, и на этой волне и прошли все съемки.

- Следите за судьбой героинь ваших кинолент?

- Катя еще раз сыграла у меня одну роль и больше не снималась никогда. Она не актриса. Хотя могла стать большой звездой - когда я показывал картину американцам, они были ею очарованы и готовы были платить любые деньги, чтобы Катя снималась у них. Но она отказалась. Сейчас она бухгалтер и вполне довольна жизнью. Инга тоже не была актрисой и мечтала стать историком. После кино она стала звездой, работала в МХАТе и в театре Пушкина, а лет пять назад ушла из профессии и поступила на истфак. С блеском его закончила и сейчас пишет диссертацию.

- Фильм получился очень реалистичный и живой. Поделитесь секретом?

- Во-первых, фокус в том, что в картине вообще нет взрослых. А если и есть, то снимал я так, что их почти не видно, «без лиц». Камера стояла очень низко, снимая все как бы с точки зрения детей.  И, во-вторых, энное количество сцен в этой картине снято на довольно сложном внутрикадровом монтаже, или, по-другому, в реальном времени. Это значит, что в зале проходит столько же времени, сколько и на экране. Это высшая математика, а такие сцены повышают уровень картины, вызывают доверие у зрителя. Чаще всего режиссер играет со временем: расширяет его, сплющивает за счет монтажа и склеек. Здесь все по-другому, и зритель подсознательно чувствует это.

Ирина Васюкова (фото автора)   

© Издательский дом «Дважды два»